Страна Тэмуджина
В перерывах между ударной серией имевших резонанс в творческой среде персональных выставок в Екатеринбурге ( 1989,1991,1994, 2003) Анатолий Калашников начинает серию « Семь жен Бату-хана», которая со временем перерастает в удивительный по выразительной гармоничности живописный цикл «Страна Тэмуджина».
С выше восьмидесяти небольших по размеру работ талантливого исполнителя открывают нам удивительный мир Великой степи. Однако не ищите там безбрежных зеленых пастбищ, дальних голубоватых солончаков или высвеченных по-азиатски желтой луной сиреневых холмов, в незримом движении спешащих к горизонту.
Признанный мастер –колорист в этом цикле если и узнается привычному для себя буйству красок, то это проявляется в ярких мазках неожиданного портретирования - тех же жен – красавиц, полководцев, играющих детей. Его видеоряды порою сознательно идут вне фона - как бы вырванные из тьмы веков.
Замысел автора реализуется в условном пространстве картинок, где персонажи поставлены перед театральным «задником» демонстрируемого всем нам направления.
А неожиданными они становятся уже по одному тому, с какой удивительной симпатией и фирменной калашниковской самодостаточностью изображаются те или иные объекты. Люди – такие красивые (в глазах любующегося ими художника) и некрасивые (в смысле непохожести на нас) одновременно.
При этом фрагменты, реконструированные живописцем, намеренно не сюжетны( в литературном смысле слова) это скорее попытка из генетической памяти воспроизвести узоры и орнаменты, ритм движений, который один сможет перебросить мостик между столетиями. Только вслушавшись в явленную на холсте мелодию давно отзвучавших голосов и звуков, ты сможешь понять замысел художника. Здесь прошлое виртуально и вместе с тем очень конкретно.
Перед нами впечатляющее по масштабу и удивительное по художественному воздействию явление- живописный цикл на тему повседневной жизни древних монголов. Волей, трудом и талантом известного уральского художника А. Калашникова из исторического забвения воссоздан степной мир Древней Монголии, краткого по историческим меркам времени его удивительного взлета.
А. Калашников со времен детства ощущал внутреннюю близость с загадочным для русского человека миром Востока, миром зари жизни. Ранние и глубокие впечатления детства плюс чтение таких авторов, как В. Ян и Л. Гумилев, и размышления о природе искусства породили мощный творческий импульс, определивший судьбу и творческие усилия художника более чем на двадцать лет.
Первоначальный замысел носил название «Семь жен Бату- Хана» и состоял в желании показать необычную, но такую естественную красоту монгольских женщин. Однако у искусства есть своя логика: оно не отражает, а творит жизнь. Художественная метафора, перенесенная на полотно, сама становится жизнью. Глубокое погружение в замечательную по своей красоте и гармонии жизнь породило необходимость показать противоположный полюс монгольского мира – мир воинской доблести, мир монгольских богатырей – багатуров. Только после этого цикл предстал гармоничным целым.
Еще одно замечание о творческом методе А Калашникова , так ясно и отчетливо представленном в его монгольском мире – «Страна Тэмуджина». Хорошо известна формула о монгольском кристалле искусства, с помощью которого мы видим мир преображенным, однако в данной ситуации автору пришлось буквально по крохам собирать сведения этнографического и культурного характера, проделать большую работу исследователя. В ходе такой работы возник синтез рационального и художественного мышления, мышления в понятиях и мышления в образах. Правда жизни отразилась в правде искусства: художественная метафора возникла из исторического факта и, будем надеяться , стала реальностью. Возник целый космос, войдя в который мы перестаем сомневаться в том, что так и было на самом деле. Приглашаем вас в этот удивительный, необычный, но такой гармоничный мир – «Страну Тэмуджина» А. Калашникова.
© Художественная галерея «АРТ-СЛОВАРЬ», Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, тел.: +7 (343) 377-77-50